Речевое развитие является одной из важнейших составляющих роста ребёнка. От правильности и своевременности усвоения речевых норм во многом зависит интеллектуальный рост ребёнка, его способности к познанию и обучению, социальное становление. Именно поэтому родителям надо быть особенно внимательными в отношении речевого развития малыша: в случае если появилось некоторое отклонение от нормы, необходимо получить консультацию специалиста.
Но сначала разберёмся, что является нормой. Итак, в период до 1,5-2 лет ребёнок ориентирован на слушание: он накапливает словарный запас. Важно, что в этом возрасте каждое слово для ребёнка связано с конкретным предметом, и названия «стол», «дом», «кошка» и т.п. для него такие же имена собственные, как, например «Лена» или «Вася». В период с 1,5 до 2 лет ребёнок переходит к произнесению слов. После 2 лет слушание и усвоение слов меняет свой характер с пассивного на активный: ребёнок начинает, указывая на разные предметы, спрашивать у родителей и других взрослых «Что это?». В период с 2 до 3 лет понятия для ребёнка постепенно становятся обобщёнными, а слова переходят в категорию нарицательных.
В возрасте с 3 до 4 лет ребёнок учится вести активный диалог, отвечать на простые вопросы и задавать их. Преимущественно в этот период времени он использует простые синтаксические конструкции, может совершать грамматические, лексические и фонетические ошибки. Многие дети сталкиваются с трудностями при произнесении некоторых звуков, в частности:
- шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ)
- свистящих (С, З, Ц)
- сонорных (Л, Р, Й)
Безусловно, понятие нормы весьма относительно. Порой очень сложно отличить естественную «болезнь роста» от серьёзных нарушений речевого развития. Заключение о значении и необходимости исправления того или иного речевого нарушения может сделать только логопед.
Когда нужна консультация логопеда?
Если Вы заметили в речи ребёнка устойчивые нарушения, мы рекомендуем получить консультацию специалиста. В частности, поводом для обращения к логопеду могут служить следующие симптомы:
- отсутствие понимания речи ребёнком в возрасте 1,5-2 лет;
- отсутствие речи после 2 лет;
- упрощение слоговой и фонетической структуры слов после 3 лет;
- повторяющиеся фонетические и /или грамматические ошибки после 3 лет;
- заикание;
- бедность словарного запаса после 3 лет;
- нарушение темпа речи после 3 лет.