Программа патриотического воспитания населения
на 2022-2025 годы
https://edu.gov.by/programma-patrioticheskogo-vospitaniya/
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ “ПАТРИОТ.BY”
В Республике Беларусь создана и совершенствуется целостная система патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. Формирование гражданственности и патриотизма у детей и молодежи осуществляется в органичном единстве процесса обучения и воспитания.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: повышение качество образовательного процесса учреждения дошкольного образования через обеспечение системы работы
по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста посредствам использования различных видов детской деятельности.
Работа с воспитанниками
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 | Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь | перед началом учебного года,
на всех мероприятиях посвященных государственным |
Воспитатели дошкольного образования,
музыкальные руководители, руководители физического воспитания |
2 | Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию | в течение учебного года | Воспитатели дошкольного образования |
3 | Проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий «Наш герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Защитник Отечества», «День Победы», «Коляды», «Масленица», Купалье» и т.д. | в преддверии государственных и национальных праздников |
Воспитатели дошкольного образования,
музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания |
4 | Пополнение уголков патриотического воспитания материалами:
«Никто не забыт, ни что не забыто» «Мой родной город» «Узоры родной сторонки» «Куклы- обереги» «Дзівосы восені» «Пасхальная радость» и др. |
1 раз в месяц | Воспитатели дошкольного образования всех возрастных групп |
5 | Виртуальные экскурсии для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т.д.) | 1 раз в месяц | Воспитатели дошкольного образования |
6 | Проведение фольклорных праздников:
«Колядки» «Масленица» «Гуканне вясны» «Вячоркі» |
в течение учебного года | Музыкальные руководители |
7 | Использование пособия «Твоя столица» | в течение учебного года | Педагоги |
Работа с родителями
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 | Оформление информации на сайте дошкольного учреждения (маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей «Веселая прогулка вместе») | в течение учебного года | Заместитель заведующего по основной деятельности |
2 | Фотоконкурс:
«Профессии моей семьи» Участие в конкурсах «Я родным краем ганаруся» и т.д. Информационные листки: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Как формируется любовь к родному краю» и т.д. |
1 раз в квартал | Воспитатели дошкольного образования |
Работа с педагогами
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 | Круглый стол: «Формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине»
Консультации: «Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» «Создание лэпбука «Моя малая Родина» |
Март
Апрель Май |
Заместитель заведующего по основной деятельности |
2 | Пополнение методической копилки материалов, конспектов по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников | в течение учебного года | Заместитель заведующего по основной деятельности Педагоги |
3 | Создание картотеки дидактических игр о родном городе | в течение учебного года | Педагоги |
4 | Интерактивная игра для коллектива учреждения «Я вырос здесь и край мне этот дорог» | в течение учебного года | Заместитель заведующего по основной деятельности |
Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
- организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
- инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
- наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
- хороводные игры, игры-имитации;
- чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
- рассматривание семейных фотографий и др.
2. В средней группе вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.
Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:
- этические беседы о городе, родной стране, мире;
- экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
- рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
- знакомство с элементами национальной культуры;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:
- по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
- составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
- рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
- язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Организация белорусского уголка в группах учреждения дошкольного образования
Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.
Согласно содержанию «Учебной программы дошкольного образования» (образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).
Следовательно, в уголке должны быть:
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (деревня)»;
- Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));
- Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В уголке национальной символики должны быть:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
В белорусском уголке должны быть:
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»;
- Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат,
- сестра, тетя, дядя);
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
- Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. О столице нашей Родины; о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Поэтому в уголок национальной символики размещается:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
- Карта страны, глобус.
В белорусском уголке должны быть:
- Куклы в национальных костюмах;
- Альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
- Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
- Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
- Различная познавательная и художественная литература;
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
- Родословные древа детей.
Требования к оформлению белорусского уголка
|
первая младшая |
вторая младшая, средняя |
старшая |
Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси: |
|
|
|
белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная), озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная |
|
2 шт. |
2 шт. |
белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева |
|
2 шт. |
2 шт. |
Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси |
|
|
по 1 наб. |
Серии картин крупного размера; разной тематики:
игры детей; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др |
|
|
по 1 наб. |
карта Республики Беларусь |
|
1 |
1 |
Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой |
|
1 |
1 |
Вкладыши: «Карта Беларуси» и др. |
|
1 |
1 |
Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь |
|
|
по 1 шт. |
Глобус |
|
|
1 |
Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства и др. |
|
|
по 1 наб. |
Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси |
|
5 комп. |
5 комп. |
Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п. |
|
по 2 шт. |
по 2 шт.
|
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НМУ «Национальный институт образования», 2019.- 479 с.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50
- https://vroosit.by/wp-content/uploads/2019/04/Рекомендации-по-оформлению-белорусского-уголка-в-группах-учреждения-дошкольного-образования.pdf.