Играем вместе

Ранние шахматы

И в 2 и в 3 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме.

Вашему малышу два года? Энтузиасты раннего развития предлагают для начала отложить в сторону комплект обычных шахматных фигур и начинать с двухлетками с “предшахмат”. Такие “ранние шахматы” можно смастерить самим. Делают доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обычной, но клетки крупные, берут два набора фигур, лучше всего забавных – пусть это будут зайцы и волки, и начинают осваивать понятие “съел”. Учат малыша ходить, например, только в одном направлении. Или по одной или по две клетки, например, только вперед. Или только по диагонали. Цель – постичь саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата – на одну. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки. После таких тренировочных шахмат дети быстрее разбираются во взрослых премудростях. Естественно, по этой схеме можно пробовать обучать не только двухлетку, но и малыша постарше.

После разминочных “предшахмат” приступаем к настоящей игре.

Дома любимой игрой можно заниматься хоть каждый день, главное – наблюдайте за малышом, чтобы не “перекормить” его шахматной премудростью.

 

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное – сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто “поиграть” с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать.

Малышу постарше скажите, что шахматная доска – это поле боя, а фигуры – войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки – это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король – самая главная фигура, а ферзь – самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам.

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько – пусть малыш “покушает” королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что “шах” в переводе с персидского – угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово “мат” в переводе с арабского означает – смерть. Мат – это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: “Видишь, королю шах, а защититься нечем”.

Объясните, что “ничья” в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и “едят” пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и “ест” по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок “покушает” их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознаграждено!

 

Приседаем с пешкой

 

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере.

Не требуйте ничего от карапуза! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент). Не перегрузите ребенка, в 2-3 года занятие не может превышать 15-20 минут, в возрасте 4-5 лет – не более 30 минут.

В серединке – физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того как малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого – к сложному.

Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят “да ему подсказывали”, или “а у меня просто голова болит”, “я не хочу играть”. Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь всякий раз понять, что именно он сделал не так.

Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: “шахматы любят тишину”, “в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход”.

Постарайтесь, чтобы для вас с ребенком правило “тронул – ходи” было незыблемым. Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Из этого рождаются долгие споры и упреки: “Ты три раза перехаживал, а я один”. Учите детей играть не руками, а головой

 

Знакомство с шахматным полем и фигурами

Одна игра именуется шахматной партией, рассчитана на участие двух игроков. Играют в шахматы на шахматной доске. Она состоит из 64 квадратов попеременно белого и черного цвета. Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных квадратов на доске называют линиями. Горизонтальные линии называются номерами от 1 до 8, вертикальные – латиницей от А до H. Каждый квадрат (поле) имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например, a3, c7). В шахматах используют 32 фигуры, пополам черные и белые. В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре. Некоторые профессиональные игроки к фигурам пешки не относят, а выделяют их отдельно. В начале игры доску устанавливают таким образом, чтобы каждый игрок справа имел по одному белому полю, далее приступают к расстановке фигур. Ферзь и король ставятся по центру крайней к игроку линии. Следует учесть, что начинающие шахматисты иногда путают положение на доске ферзя и короля. Нужно четко запомнить, что черный ферзь расположен на черном, а белый — на белом поле. Среди опытных шахматистов говорят «Ферзь любит свой цвет». По бокам возле ферзя и короля ставятся слоны, за ними кони, а по углам ладьи. На линии перед этими фигурами выставляют пешек, которые прикрывают собой остальные фигуры. После расстановки фигур можно делать ходы. И первый ход делает участник с белыми фигурами. Во время хода фигуру нужно переместить с прежнего места на другой квадрат. Ходы в шахматах производятся в порядке очереди. Как ходят шахматные фигуры? Шахматные фигуры ходят отличными друг от друга способами, и важно знать все нюансы и возможности их ходов. Король как главная фигура на поле ходит в любом направлении на одну клетку. Очень сильная фигура в игре – это ферзь, его шахматисты классифицируют как тяжелую фигуру. Он имеет право ходить по диагонали, вертикали, горизонтали и даже через все поле. Во время хода, ферзя можно оставить на любой из клеток. Ладья тоже может, как и ферзь, но ей не доступно движение по диагонали. К тяжелым фигурам относят и ладью. Слон ходит на неограниченное расстояние по диагоналях, на которых находится. Конь ходит довольно специфично, ход производит буквой «г». Он имеет право перемещаться на одну клетку вбок и два вперед или две клетки вбок и одну вперед. Он может производить ход через фигуры и свободно перемещается через поля белого и черного цвета. Слон и конь в шахматной теории относят к легким фигурам. Пешка самая уязвимая фигура на шахматном поле, ходит вперед вертикальными линиями всего на одну клетку. Но с начального положения может передвинуться на две клетки. Если пешке удается перейти все поле, то на крайней линии она может по выбору самого игрока стать любой фигурой, но не королем, не меняя цвет. Основные принципы и правила шахмат для начинающих игроков Правила игры в шахматы для начинающих предполагают четкое соблюдение некоторых принципов. Главный из них «тронул — ходи», даже если вы нечаянно прикоснулись к своей фигуре, в этот ход должны ею походить, к чужой – взять, то есть побить. Ход нельзя отменить, если руку от фигуры уже убрали. Также нельзя отказаться от заявления согласия на ничью, взять ход обратно. Если выясняется, что в игре был сделан ход, перечащий шахматным правилам, или фигуры вначале были расположены неправильно, партия переигрывается. Придерживаясь этих правил, игроки делают ходы поочередно только одной рукой. Игра продолжается пока чьему-либо королю не поставят мат. Если это невозможно признается ничья. Шахматы как любая другая игра предназначена для развлечения, всегда сохраняйте тактичность в общении с соперником и придерживайтесь спортивной этики. Повышение навыков происходит с увеличением опыта, не переставайте учиться и узнавать новое. Просто продолжайте развиваться, углубляясь в теорию и практику шахматной игры. Есть ли в шахматах возрастные ограничение? В шахматы в отличии от других видов спорта можно играть уже довольно с раннего возраста. Например: если раньше в шахматные клубы приходили со школьных возрастов, то теперь родители приводят детей совсем еще ребенком. Некоторые начинают играть на пенсии открывая для себя новый мир и таким образом продлевают себе молодость. Где можно научиться играть в шахматы и как? Во первых шахматы можно научиться играть самому, хотя конечно быстрее научитесь если Вы пойдете в школу шахмат. С вами будет работать тренер, но если нет такой возможности, то сейчас обучающих программ достаточно много, много хороших книг. Можно такими способами научиться до определенного уровня, трудно стать гроссмейстером самому.

Источник: http://game-onlaine.ru/igra-v-shahmaty-dlja-nachinajushhih-detej.html © game-onlaine.ru