ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧНЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА ВМЕСТЕ!»
Путешествие к костёлу Святого Валентина с тётушкой Совой
Путешествие с Симкой по городу. Центральная площадь
Семья – уникальный первичный социум, который не может дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, без оценочного принятия. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Согласно образовательному стандарту дошкольного образования взаимодействие с законными представителями воспитанников, вовлечение их в образовательный процесс является одним из психолого-педагогических условий организации качественного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. «Вовлеченность родителей» предполагает «участие родителей в образовательном процессе и опыте их детей».
Организуя взаимодействие с семьями воспитанников, воспитатели предусматривают формы и содержание работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс. Однако, как показывает практика работы учреждений дошкольного образования Минской области, отмечается недостаточная вовлеченность родителей в образовательный процесс. Причинами этого являются объективные и субъективные факторы, связанные как с личностными качествами родителей, чрезмерной занятостью на рабочем месте, материальными затруднениями,так и неумением или нежеланием взрослых организовать совместный семейный труд и отдых. Данные проблемы определяют актуальность социально-педагогического проекта «Веселая прогулка ВМЕСТЕ».
Планируемые сроки реализации: май 2020 года – сентябрь 2020 года.
Организаторы проекта: главное управление по образованию Минского облисполкома, ГУО «Минский областной институт развития образования».
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники учреждений дошкольного образования Минской области.
Цель проекта – повышение качества социально-педагогической составляющей семейного воспитания, психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах организации совместного досуга с детьми.
Задачи проекта:
1. Изучить состояние проблемы и определить теоретико-методологические и методические основы организации прогулки как формы проведения совместного семейного досуга родителей и детей.
2. Определить объекты ближайшего социума, доступные для восприятия детьми.
3. Аккумулировать познавательную информацию для детей об объектах ближайшего социума, игровой материал для закрепления представлений об объектах социума.
4. Разработать маршруты выходного дня для детей и родителей, внедрить их в практику учреждения образования посредством наглядно-информационных или информационно-коммуникационных форм работы.
5. Организовать взаимодействие участников проекта.
6. Определить наиболее интересные маршруты и разработать в каждом районе туристический путеводитель маршрутов образовательной направленности для родителей и детей дошкольного возраста в виде интерактивной карты.
7. Представить результаты участия в проекте на районных и областном родительском собрании.
Основная идея
Организация родителями совместных прогулок с детьми в выходной день будет способствовать формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине, бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье; повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.
Основные теоретические положения
Реализация проекта предполагает:
1) разработку педагогами маршрутов выходного дня для детей и родителей с информацией о рукотворных и природных объектах, встречающихся на маршруте; подбором подвижных и дидактических игр на закрепление полученных представлений; рекомендациями для организации общения с ребенком, познавательной и разных видов художественной деятельности, коллекционирования в условиях совместного досуга;
2) информирование родителей о маршрутах выходного дня посредством размещения информации в уголках для родителей, на сайте учреждения образования, презентации на родительском собрании и др.;
3) получение обратной связи от детей и родителей посредством ведения книги отзывов, оформления тематического журнала, онлайн-анкетирования, оформления постоянно действующей экспозиции «Веселая прогулка в выходной день» (выставки рисунков, поделок, фотографий, коллекций природного материала и др.);
4) выбор наиболее интересных маршрутов в районе;
5) разработка в каждом районе туристического путеводителя экскурсионных маршрутов образовательной направленности для родителей и детей дошкольного возраста в виде интерактивной карты «Маршруты выходного дня»; 6) презентация интерактивной карты и других методических продуктов, созданных в ходе реализации проекта, на районном и областном родительских собраниях.
Предполагаем, что реализация проекта будет способствовать:
– формированию у детей и родителей представлений об интересных социальных и природных объектах малой родины;
– повышению уровня педагогических компетенций родителей в вопросах организации занятости детей дошкольного возраста в выходной день;
– разнообразию семейного досуга познавательной направленности;
– формированию культуры здорового образа жизни в семье;
– гармонизации взаимоотношений родителей и детей; – проявлению и реализации творческого потенциала педагогов в процессе разработки методических материалов в помощь родителям;
– увеличению количества родителей, вовлеченных в образовательный процесс учреждения дошкольного образования.
Список использованных источников:
1. Антипкина, И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом / И. В. Антипкина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1. – № 4 (41). – С. 102–114.
2. Дедулевич, М. Н. Сто тропинок, сто дорог : пособие для педагогов дошк. учреждений / М. Н. Дедулевич. – Мн. : Народная асвета, 2000. – 135 с.
3 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» : утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко 10 июля 2019 г.;
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. средн. проф. Учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.;
5. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс] утв. приказом Министра образования Республики Беларусь 29 ноября 2017 года № 742 // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE» – Режим доступа :https://etalonline.by/document/?regnum=u617e2847&q_id=612728. Дата доступа: 10.04.2020.
6. Образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 137 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа :http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21934600p&p1=1. – Дата доступа : 06.04.2020.
7. Семья //Белорусская педагогическая энциклопедия./ под научн. ред. С. П. Самуэль, З. И. Малейко. – Минск :Адукацыя і выхаванне, 2015. – Т. 2. – С. 295–296.
8. Развитие системы дошкольного образования: инвестиции в будущее: Материалы Междунар. форума, г. Минск, 15–16 окт. 2015 г. / Белорус.гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Т. В. Поздеева [и др.]. – Минск : БГПУ, 2015.
Приятного Вам отдыха!