Формы оказания коррекционно-педагогической помощи воспитанникам дошкольного учреждения
Специальная группа.
В нашем учреждении образования функционируют 1 группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования. «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». В специальную группу для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:
1.заявления законного представителя воспитанника;
2.заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет для детей с ТНР в возрасте от 3 до 8 лет – 12 воспитанников.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ. Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.
Тематическое планирование лексического материала составляется с учетом требований общеобразовательной программы дошкольного учреждения и специальной программы для дошкольного учреждения. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий учителем-дефектологом, воспитателями, родителями и специалистами, работающими с группой для детей с ТНР. Воспитателям группы каждый день учитель-дефектолог, в тетради взаимосвязи, задает задание для закрепления пройденного материала на занятиях, а родителям в конце недели даются рекомендации по развитию речи и автоматизации звуков.
На занятиях по развитию речи дети учатся отвечать на конкретные и общие вопросы, упражняются в кратких и развернутых ответах. Учатся составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по образцу, связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины, учатся пересказывать.
В старшей группе проводятся занятия по обучению грамоте. Основными задачами подготовки к обучению грамоте детей с ТНР являются: развитие фонематического слуха и восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове.
Коррекционные занятия проводятся индивидуально. Коррекционные занятия по «формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи» включают в себя: понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи. Занятия по «формированию произносительной стороны речи» основаны на: развитии фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков, закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Основной задачей индивидуальной работы является, коррекция различных нарушений произношения. На индивидуальных логопедических занятиях проводится работа по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; постановке отсутствующих звуков, их различению на слух, автоматизации и дифференциации звуков. Проводится работа по развитию речевого дыхания, мелкой моторики. Кроме того, ведется работа по формированию познавательных процессов.
Группы интегрированного обучения и воспитания.
В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становиться все более востребованным родителями для детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики. Организация интегрированного обучения позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.
Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права ребенка с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами являются:
- развитие потенциальных возможностей воспитанников с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со сверстниками;
- организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;
- реализация коррекционно- обучающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
- развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
- формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.
В нашем учреждении образования функционируют 2 группы интегрированного обучения и воспитания, которые работают в разносторонних направлениях. В процессе обучения используются различные формы организации занятий: индивидуальные, групповые, подгрупповые, которые проводятся согласно расписанию.
Подгрупповые занятия, на которых ребёнок получает знания общего характера, которые длятся в зависимости от возраста детей. Подгруппы формируются с учётом возрастных категорий и особенностей индивидуального развития воспитанников. Более пристальное внимание уделяется коррекции, развитию и совершенствованию психических функций, умений и навыков, актуальных для конкретного ребёнка. уделяется в процессе индивидуальных занятий. Здесь же закрепляются представления, полученные в ходе группового обучения, стимулируется познавательная активность, отрабатывается пропущенный материал.
Зачисление обучающихся в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:
- заключения Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- заявления законного представителя воспитанника.
Пункт коррекционно-педагогической помощи)
ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) – это форма организации коррекционно – педагогической помощи детям с нарушениями речи. Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, методическими рекомендациями, инструктивно-методическими письмами.
Обследование и распределение по подгруппам воспитанников, зачисленных на занятия ПКПП, проводятся учителем-дефектологом в сентябре текущего года.В период с сентября по май текущего года с воспитанниками проводятся занятия. Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2–3 раза в неделю.
Учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи:
– осуществляет изучение индивидуально-типологических особенностей развития каждого воспитанника, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи;
– распределяет воспитанников с особенностями психофизического развития по группам, подгруппам, определяет необходимость проведения индивидуальных занятий с отдельными обучающимися;
– разрабатывает перспективные планы работы (на группу, подгруппу или индивидуальные) по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у воспитанников;
– проводит занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приемы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), коммуникативной деятельности;
– формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков;
– создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психологического и нравственного здоровья воспитанников;
– несет ответственность за правильную организацию и содержание коррекционно-педагогической помощи воспитанников;
– участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыт пункт, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов;
– осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
– консультирует педагогов учреждения образования, структурным подразделением которого является пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятиях в пункт, детей, не зачисленных на занятия в пункт, но нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи и поддержке;
– выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.
Родители! Помните, что без вашего активного участия и поддержки занятия дефектолога и других специалистов с вашим ребёнком будут недостаточно эффективны. Помочь ребёнку достичь определённых успехов в развитии, обучении и, главное, в жизни мы можем только вместе. И это – ежедневный кропотливый труд. Терпения и удачи вам! А благодарностью за ваш труд, заботу и любовь будет счастливая улыбка вашего ребёнка!