Лыжи – одно из самых доступных дошкольникам спортивных зимних
упражнений. Ходьба на лыжах – хорошее средство физического развития
детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Она
способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных
суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечнососудистую и
дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и
времени. Ритмичное длительное чередование напряжения и расслабления
хорошо тренирует работоспособность сердечнососудистой и нервной
системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности
органов дыхания. Лыжные занятия способствуют воспитанию морально –
волевых качеств. Ходьба по пересеченной местности, преодоление уклонов и
подъемов, спуски с гор воспитывают смелость и решительность, волю,
настойчивость, дисциплинированность, чувство дружбы,
взаимопомощи.Обучение ходьбе на лыжах будет эффективнее, если уже в
осеннее время подготовить ребят к этому. С целью улучшению координации
движений упражнять их в перешагивании, подлезании, беге по узкой
дорожке. Тренировать вестибулярную устойчивость, предлагая различные
повороты, наклоны туловища, кружения, прыжки с поворотом. Полезно
также заранее укрепить голеностопные суставы, мышцы стоп ходьбой с
пятки на носок, с помощью бега на носках, с подскоками, сжимая и разжимая
пальцев ног. С появлением снежного покрова можно начинать обучение.
Важны вначале такие навыки, как умение нести лыжи, раскладывать их на
снегу, надевать и снимать их, закреплять ботинки в крепления. Полезно
будет рассказать детям об истории создания лыж, о появлении разных видов
лыжного спорта.
Условия обучения дошкольников ходьбе на лыжах
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения
(метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия
и т.п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе России
проходят при температуре воздуха -8-12, полном безветрии и сухом,
рассыпчатом снеге. Для детских садов, расположенных в северных зонах,
температурные нормы могут быть несколько ниже. Нередко при температуре
воздуха -3 -5 и сильном ветре занятия с детьми оказываются невозможными,
так как сильный ветер способствует потере тепла организмом. Лучшее время
для проведения занятий с детьми – 10 – 12часов дня. Занятия в эти часы
(часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Загородные
лыжные прогулки проводятся в тоже время. С детьми 5 -7 лет занятия
проводятся со всей группой, не реже двух раз в неделю. Продолжительность
лыжных занятий в старшей группе 20-30 минут, в подготовительной 30-35
минут. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения
детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.Успех обучения в
значительной степени зависит от инвентаря. Как определить размер лыж в
соответствии с возрастом? Для малышей высота лыжи должна быть до локтя,
для старших дошкольников – по поднятой вверх руке без учета кисти. Лыжи
не должны иметь сучков, трещин, шероховатостей скользящей поверхности.
Крепление у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи
соскальзывают. У старших крепление полужесткое, носок ботинка должен
выступать из-под ремня на 3-4 см. Лыжные палки ниже уровня плеч на 3-5
см. Ботинки должны быть с широким носком, со шнуровкой и двойным
языком, размер на 1-2 номера больше, что бы поместилась стелька и два
носка – обычный и шерстяной. Рукавички могут быть кожаные или
шерстяные вязанные и поверх них – из парусины, чтобы не так промокали.
Шапочка – шерстяная, а в ветреную и холодную погоду надевают наушники.